Previous Entry Share Next Entry
Единый номенклатурный справочник как катализатор промышленности
Брекотин Сергей Фото
brekotin

Статья Олега Макаренко “О поисках отечественного производителя” долго не выходит из головы. В силу того, что аналогичной проблемой неоднократно занимался, но в рамках крупных компаний (ТОП10 российских компаний) решил написать свое мнение.


Для чего такой справочник нужен:


  1. Поиск нужных производителей с лучшей логистикой (оптимум цена + логистика для одинаковых товаров)


  2. Умение найти продукцию именно российского производителя


  3. Ведение единого реестра материалов в рамках одного предприятия


  4. Ведение единого реестра материалов в рамках вертикально интегрированной структуры



Один уважаемый мной автор на АШ меня обвинил в том, что я не понимаю, как устроено производство и процесс доставки товаров от производителя к потребителю. Дабы не считали меня диванным экспертом в данном вопросе (в других пожалуйста), приведу свой опыт в сфере дистрибьюции и доставки товаров для производства:

~3 работы грузчиком (пока учился в университете регулярно подрабатывал). Интересен опыт с точки зрения наполнения вагонов, складов, фур. Как что уложить, как добить / загрузить вагон. Как уложить шины в стопки высотой по 10 метров, или как быстрей товар таскать (по цепочки или каждый сам носит).

Около 15 лет родители работали в одной из дистрибьюторских фирм в Астане (все для производства мебели и ремонта) на руководящих позициях. Знаю с точки зрения, проблем, которые возникают на уровне закупки, распространения и проблем человеческого плана.

Около 6 лет занимался автоматизацией учета товарно материальных ценностей, спецодежды и основных средств в одной из крупнейших российских компаний. Склад плюс бухгалтерия и ОМТС. Налоговый учет до кучи. Не на диване, не в полях, а на северах. Конечно, в рамках текущей статьи данный опыт наиболее интересен. Особенно в части внедрения единого номенклатурного справочника.

Около 16 лет занимаюсь автоматизацией предприятий добывающего комплекса (плюс связь, плюс переработка). На разных позициях. Из всех разделов наибольший объем моей работы приходился как раз на ТМЦ.

Занимался продвижением в интернете продукции оптовых компаний. Это было дополнительным заработком плюс было интересно. С разной интенсивностью около 3 лет. Регистрировал отдельное ИП на это.  Интересно с точки зрения анализа разных/одних и тех же проблем у разных дистрибьюторов (работал я в основном с оптовиками).

Есть еще опыт, который в целом не хочу афишировать на текущий момент.


Какие проблемы стоят перед покупателями и продавцами?


Единая база в рамках предприятия.

В крупных компаниях часто очень много продукции разного плана лежит на складах. А если предприятие крупное и на разных предприятиях то объединить все в одну базу и понять что именно есть на складах очень сложно. Например, передали из одного УТТ в другое буровые установки. А к этим буровым установками нужны специаильные лампочки, манжеты, сальники. Вместе с установками собрали что надо, но часть продукции забыли. Например сальники. На новом предприятии через промежуток времени покупают новые сальники. А на старом лежат неликвидом. И уже понять, что нужные запчасти лежат на соседнем складе чаще всего практически невозможно.

Вот если в рамках всей компании будет создана единая база с единой номенклатурой, то на общей базе уже можно анализировать что есть в базе данных, а что точно никогда не пригодится и надо каким то образом избавится, чтоб не захламлять склад.

Единая классификация товаров.

При приходе товаров на склад кладовщик ищет товар с существующим названием (карточка учета товарно материальных ценностей). Но если он ее не нашел, то создает новую. Вот тут начинаются проблемы. Например пришла полиэтиленовая пленка шириной 1 миллиметр. 500 квадратных метров. А в базе есть рулон полиэтилена 10 штук длиной 50 метров и шириной 1 метр . А по сути, это один и тот же товар, просто с разных предприятий его отправляют с разными названиями.

Тут вариантов несколько:

опытный кладовщик, который знает, что это один и тот же товар (бывают даже уникумы, что помнят номенклатуру в 20000 штук у себя на складе). Данное преимущество есть у опытных дистрибьюторов.

вводить альтернативные единицы.С альтернативными единицами беда случается сразу на уровне имплементации. Ввести товар в двух и трех альтернативных единицах нереально. Но в целом, при наличии большой базы и нейронных сетей, вполне возможно составить шаблоны замены.

Вводить единый номенклатурный справочник в рамках всей страны (лучше планеты или классифицировать на растаможке). То есть, с завода все производители будут отпускать товар: полиэтилен толщиной 1 мм, шириной 1000 мм, длина рулона 50 метров. (ну там другие варианты, главное что все названо единообразно). Я не говорю, чтоб все производили строго по шаблону. Я говорю, чтоб лишь называли единообразно. Можно даже чтоб название это и была классификация товара. Виды товаров делайте любые. Но два одинаковых товара в рамках страны должны классифицироваться одинаково.

Если кто считает это утопией - расстрою. Как минимум в одной из крупнейшей российских компаниях внедрял (точнее в крупнейшей добывающей структуре компании. ~65 предприятий). В Другой крупной компании точно был такой же справочник.


Взаимозаменяемые товары.

Например по нормам выдачи требуется сотруднику выдать спецодежду: костюм от пониженных температур, полушубок, перчатки, шапка-ушанка(я сейчас пишу условно, забыл уже, давно спецодеждой занимался). Ну вот к примеру на складе нет шапок ушанок, но есть шапка из цигейки. Можно ли шапку из цигейки выдать вместо шапки ушанки? Опытный кладовщик всегда знает, когда один товар можно заменить другим.

Или другой пример: для коробки видеорегистратора требуется картон 12 мм. А у нас есть 11 мм. технолог на производстве может определить, можно заменить или нет.

Однако, в компьютер эта логика вполне себе удачно вносится (без всяких нейронных сетей, было сделано еще 10 лет назад и вполне удобно функционировало), а нейронные сети могут позволить предлагать варианты замены автоматом. Более того, не потребуется долгие годы натаскивать кладовщика /  технолога. В едином номенклатурном справочнике это все можно сделать автоматом. Ну и то что базу можно будет накапливать по всей стране - также огромный плюс для набора стат данных нейронной сети.


Наличие материалов на складе для бесперебойной работы производства.

Опытный технолог всегда хорошо знает, сколько и каких материалов у него должно быть на складе. Опытный специалист ОМТС всегда знает, каких материалов и в каком количестве надо заказать. Сколько должно быть на складе критичных товаров (в случае форс-мажора для того, чтоб производство не остановилось).

Вся эта логика в нейросети ложится отлично. И опять, производство не зависит от конкретного человека. Тут, при закупке материалов по единому номенклатурному справочнику опять же бонус: легко заложить логику в нейросеть.

Бонусы стандартизации:
При поступлении товаров на склад не надо искать аналогичный товар на складе. Просто все карточки учета материалов ведем: Регистрационный номер - код номенклатуры
Наименование товара - наименование номенклатуры.
От других способов классификации (которые есть на текущий момент на предприятии) стоит избавится при таком регламенте. Будет излишним. В целом, на предприятиях не будет требоваться в дальнейшем заниматься вопросами стандартизации. Опять же классификация товаров в рамках бухгалтерской отчетности будет проводится автоматически на базе классификации по единому номеклатурному справочнику.

Имея оборотку по номенклатуре, легко оценить в каком районе востребовано предприятие по имортозамещению конкретной номенклатуры. Очень полезный бенефит для определения точек роста в рамках программы импортозамещения.
Убедился в том, что при автоматизации больших проектов лучше будет, если будет "безобразно, но единообразно". Фраза не моя, но  много убеждался в правоте.

Сейчас есть следующие классификаторы:


При наличии единого номенклатурного справочника логика поиска материалов с лучшим логистическим плечом значительно упрощается. И это часто не обязательно региональный дистрибьютор. Пример недельной давности: решил купить себе объектив Canon 50mm 1.4. В Яндекс.Маркете цены начинались от 17900 (попался даже вот такой сайт мошенников ). Нашел в соседнем ДНСе за 15300. Что интересно, на следующий день после покупки уже стоил 26000. Распродавали остатки или еще что - не знаю. Но тут благодаря модели объектива его точно можно идентифицировать во всех магазинах. А вот с полиэтиленом или картоном от разных производителей все совсем не так. Можно было бы полиэтилен также идентифицировать - можно было бы всегда найти лучшую цену с доставкой (опять на ум приходит идеальный магазин :) ).


Технически такой справочник реализовать не сложно. В смысле разработать функционал для его ведения. Все что требуется, это организовать иерархическую структуру ведения каталога плюс набор изменяемых атрибутов для разных веток каталога. Если такое сделать - то данный объем работы составит ~ 0.0001% от требуемого объема работ.

Сложнее всего реализовать необходимость использования данного справочника для компаний. В вертикально интегрированной компании это легко решается декларативным путем. А вот в рамках страны все гораздо сложнее. Вариантов как минимум два (лучше их объединить):

При получении сертификата на продукцию присваивать ей номенклатурный справочник и обязать ведение номенклатуры при реализации продукции. Указывать в каждом товарном чеке. Хочешь растаможить товар - присвой российскую номенклатуру (аналог российских гостов в свое время по сути).

Сделать экономически обоснованным введение данного справочника. К примеру, хочешь выложить товары в Яндекс.Маркет - присвой номенклатуру. Или же при формировании бухгалтерской отчетности будет требоваться классификация по единому номеклатурному справочнику.


Скептиков сразу расстрою: в СССР понимали проблему. Для частичного решения был создан справочник ГОСТов. В целом, если расширить и модернизировать справочник ГОСТов - он смог бы справиться с данной задачей. По смыслу и функционалу - самый близкий из текущих справочников. Однако это задача людей уровня Германа Клименко и Мантурова Дениса Валентиновича. На уровне Олега Макаренко и интернет сообщества на мой взгляд данную задачу решить практически нереально.

Что интересно, аналогичный справочник создан в Казахстане. Даже забавно почитать FAQ. Судя по проекту договора, компания выполняет госзаказ по реализации функционала. Однако, на мой взгляд, Казахстанский проект еще слишком сыроват. Одно то, что они предполагают не более 500 кодов номенклатуры в течении месяца говорит о слабом знании предпметной области. Мы помнится начинали в рамках ТНК с 35000 кодов номенклатуры.



?

Log in

No account? Create an account