Отдых в Черногории. Отношение к НАТО. Личные впечатления. Трафик. Фото.
brekotin

Отдых в Черногории

Сейчас много обсуждений про Черногорию в связи со вступлением в НАТО. Вспомнил, что написал свой обзор от путешествия в 2014 в Черногорию, но никуда не выложил. Выкладываю. Возможно будет интересно.

Какой язык и как общаться

Самое интересное то - что Черногория - славянская страна. Язык Сербский. очень похож на русский. Многие слова имеют общие корни. Часто как будто гласные поудаляли. Но буквы латиница. Если говорят медленно - часто можно даже примерно понять общее содержание разговора. Но русский почти никто не знает (в отличии от Турции или Вьетнама).

Поэтому общались в основном на английском. Но когда не могли подобрать нужное слово - часто находили его на русском /Сербском.

Спасибо - Хвала

двадцать - Два десять

“Плохое” отношение к россиянам в Черногории

Был август 2014 года. Как раз все события на Украине произошли. Те хохлы что были, перемещались со своими флагами. Когда ехали, я честно сказать немного волновался за семью в связи со всей этой истерией в отношении к русским. Поэтому всей семье сказал “мол говорим всем, что мы из Казахстана”. В Казахстане бываем часто. Русский там ничем не отличается от Нашего. Однако, оказалось что я зря волновался. В первом же супермаркете, когда мы покупали мясо мясник нас спросил: “Русья”? - “Да!” - “Оооо браве русья!”. И такое отношение слышал много раз. Нас много раз спрашивали в магазинах, кафе - ресторанах.

Мы полюбили один ресторан (про него отдельно). И в первое посещение стали свидетелями небольшого инцидента: в ресторане сидела компания местных мужчин лет по 50 с Женщинами. Достаточно респектабельная компания. Ресторан с обалденной кухней. А рядом за столиком сидело двое русскоговорящих парней. Лет по 25. И местные на очень хорошем русском предложили выпить за дедов, “...которые воевали вместе...”. Парни же ответили, что по-другому смотрят на эту войну. Мол непонятно чье деды на какой стороне воевали. Оказались хохлы. Со стороны местных послышались достаточно грозные интонации. Я уже даже встал чтоб выступить в качестве миротворца (ну и предложить свою кандидатуру для выпить “за дедов”). Но конфликт сам собой утих. Украинцам как раз принесли счет.

Другой интересный случай произошел в кафе - мы гуляли поздно с супругой вдоль моря недалеко от апартаментов. И решили взять кофе (супруге) и мне пиво. Пока делали заказ на английском - рядом стоял местный мужчина 36 лет. Сам спросил - “You are russians?” - “Yes”. Сказал что сочувствует всей той ситуации на Украине. Не долго думая, я ему предложил пиво и попросил присоединится с нам. Он немного задумался по этому поводу, но к нам присоединился. Спросил “мол я хочу его угостить пивом в этом кафе” - “да”. Улыбнулся. Оказалось, что это владелец кафе. Спиртное не пьет уже три года. Но около часа мы проговорили. Его английский был лучше моего. И мы друг друга неплохо понимали. Как небольшой итог этого разговора - он сказал что очень многие сочувствуют славянскому народу и тому кризису который развивается на Украине. У них есть свои серьезные проблемы с церковью. А НАТО ему и его знакомым не надо. Основная масса народа не поддерживает вступление в НАТО. Мол мы помним, кто нас бомбил еще недавно. Но мол с правительством ничего поделать не можем.

Владельцы апартаментов также сами заводили разговор и говорили, что поддерживают Россию. Было удивительно, в том плане что многие сами заводили разговор на данную тему и выражали поддержку (мол мы россиян понимаем. То что на Украине происходит, это не правильно).

Немного истории Черногории

Черногория - небольшая страна на берегу Средиземного моря. Свое название берет от двух слов - Черны Горы.  По английски Monte negro. Вблизи горы конечно зеленые или темно зеленые. Но вот те что на расстоянии 3-10 км и правда выглядят как черные. Образовалась Черногория в результате распада Югославии. Протяженность вдоль побережья около 240 км и население около 680 тыс жителей. Местные жители смеются и говорят: вся страна по численности, как одна улица в Москве.

Черногория начинает свою историю в 5 веке нашей эры. Она несколько столетий находилась под властью Рима. Несколько столетий находилась под властью Османской империи. И данное обстоятельство сказалось на нравах и обычаях местного населения: Кофе Турецкий. А сами люди больше похожи на итальянцев. С небольшим восточным колоритом.

За много столетий каждый город успел обзавестись своей крепостью. И когда путешествуешь по Черногории, в каждом городе есть “Старый град”. То есть крепости. Размер многих крепостей на самом деле поражает. Крепости есть в каждом городе.

Недалеко от Котора есть город “Пераст”. С ударением на первый слог. В древние времена - город пиратов. Их цитадель. А вся Черногория долгие годы была убежищем пиратов.

Черногория - это в основном узкая зеленая полоска между морем и горами. Поэтому, сколько бы мы ни ездили вдоль моря, мы нигде не видели пустого места. Вся эта полоска густо застроена домами, гостиницами, кафе, ресторанами и так далее. Как следствие сама дорога узкая и постоянно виляет.

Черногория - страна с самыми высокими людьми

Черногория попала в книгу рекордов Гиннеса, как страна с самыми высокими людьми. Скажу субъективное свое мнение - наверное здесь самые высокие женщины. Средний рост женщин около 175 см наверное. Если я со своим ростом в 1 метр 96 сантиметра в России встречаю людей выше себя примерно 1 из 30-100 человек. В Черногории выше меня, наверное 1 из 5-10. Дошло до смешного - в первых апартаментах в зеркало моя супруга могла увидеть только челку :). Жаль не сделал фотографии.

Хотел несколько раз сфотографироваться с высокими девушками (примерно 190-195 см) но они каждый раз считали, что я к ним пристаю и отказывались.

Вино

Вино продается везде и по смешным ценам. 1-2 евро. 7 евро это уже дорогое. У нас в номере в одних апартаментах было вино по 5 евро по умолчанию. И везде натуральное. У всех стоят бутыли рядом с домом молодым вином.

На каких автомобилях ездят в Черногории

Дороги стандартно узкие и извилистые. Обгонять на машине практически невозможно. Наверное поэтому, в Черногории много “заряженных” машин. М-ки BMW, S-ки от AUDI, Golf GTI и другие спортивные машины.

Если взять 100 наиболее типичных машин для нашего Дальнего востока (которые будут сохранять процентное распространение марок и моделей) и 100 наиболее типичных автомобилей для Черногории, то пересечений почти не будет. Максимум 5-10 пересечений. В Черногории в основном хатчбэки B класса. Вообще в основном машины небольшие. Но процент дорогих машин наверное даже выше, чем в Москве. В Черногории, в основном, немцы: wolksvagen, shkoda, seat, BMW, audi, opel и т.д. Конечно попадались и Land Cruiser 200. Но почти все двухсотки на московских номерах :).

Мы взяли на прокат Shkoda Fabia автомат.

Заказывал уже из апартаментов и просил Octavia. Но то ли ее не было, то ли местные перепутали. Пригнали Fabia. Мы в общем не стали спорить.

Первое время смешно было из нее выходить и пытаться достать что - то из Багажника. Вроде только открыл дверь - а машина уже закончилась. Однако, я со своим ростом вполне комфортно сидел за рулем. Места лично мне было вполне достаточно. Но к габаритам машины привыкал первые дня два. Благо, за месяц до полета в Черногорию мы купили леворукую машину и я месяц поездил с левым рулем (до этого все мои машины были с правым. Только папина девятка была леворкукой, на которой я по дачам ездил  в 14-15 лет).

Правда аппетит у нашей малышки оказался вполне таки не детским. Средний расход вышел около 10 литров на 100 километров (стоит заметить, что мой паркетник ест  примерно столько же). Да и лошадей 155. Позже понял, что количество лошадей оправдано. Участки для обгона обычно короткие и надо резко ускориться. Справедливости ради, стоит заметить, что при езде по прямой расход сильно падал (бортовой компьютер показывает средний расход) а в горах сразу поднимался.

Первые дни после вождения приезжал выжатый как лимон. Все-таки другая страна, другая манера вождения, другие совсем дороги. Основное конечно - то что дороги заметно уже наших и сильно извилистые. Но наше мнение - что быть в Черногорию без машины - бессмысленно. По крайней мере не для нас (мы  больше любим перемещаться и каждый раз посещать новые места).

Море в Черногории. Что стоит знать.

А перемещаться стоит - хотя бы ради того, чтоб увидеть море в Черногории. Первое море мы увидели в Которе. Котор находится во фьорде - который признан одним из самых красивых теплых фьордов в мире. Сам фьорд является объектом защиты ЮНЕСКО. И там просто чистейшая вода. 8-10 метров сквозь воду видно даже в заливе. Дно галька. Но почти вдоль всего побережья есть лестницы для входа в море. Один минус - вода в Заливе Котор холодная. Не знаю, с чем связано - то ли реки горные впадают, то ли ключей много бьет - но вода заметно холодней чем в море.

В Будве море гораздо теплее и уже не такое прозрачное. Но лично мне что не понравилось - так это то что местами дно в очень крупных камнях и маленькая глубина. И надо знать где заходить. Само дно в гальке - так что заходить лучше в плавательных тапочках.

В Баре крупная галька и теплое море. Но вот заходить в воду без тапочек для купания очень тяжело. Я купил такие тапочки только на 6-ой ли 7-ой день и честно сказать, очень пожалел что не мог купить их раньше. На ногах было несколько достаточно чувствительных порезов (у меня 47-ой размер и купить обувь даже в Черногории проблема. Как мне сказал один продавец: “...люди большие, а ноги маленькие...”).

В Доброте море более менее теплое и много где есть песок. Обратная сторона этого - вода мутная и много водорослей. Нам в Доброте меньше всего понравилось.

Великий Ульциновский пляж (который стоит посетить).

Если едешь в Черногорию - надо обязательно посетить “Великий пляж” в Ульцине. Великий пляж - это конечно одно из чудес света. тянется на 9 километров с замечательным светлым песком и весь заставлен грибками в 7-10 рядов. Самое интересное, что почти все они были в июле занятые. Мы когда туда приехали - выбрали пляж и поехали по навигатору. На одном из перекрестков не туда куда надо завернули и попали на самое начало пляжа (самую близкую его точку к Ульцину). Поняли что выехали не туда, куда планировали, но решили заехать. Все грибки были заняты. Пройдя метров 300 по пляжу и не найдя ни одного свободного грибка (!!!) постелили полотенца и пошли купаться. Охранять вещи осталась дочка и пока нас не было - к ней подошли и сказали что на данном пляже нельзя загорать не на грибке и поэтому мол надо нам покинуть пляж. Ок - мы собрали вещи и поехали куда изначально собирались.

И поехали загорать на пляж Capacabana.

Грибок с двумя лежаками стоит 8 евро и бесплатная парковка с кучей мест для парковки. Справедливости ради, стоит еще заметить, что машины там уже были в основном не местные а с Германии, Австрии, Италии и других стран. Местных машин на данных пляжах уже немного.

И что можно сказать про пляж CapaCabana - просто отличное место! Заход пологий и ребенок может заходить достаточно далеко. При всем при этом, высокие волны. У нас Мишка в первый день напрыгался на волнах и когда уже уезжали сказал: “...Это были лучшие выходные в моей жизни!...”. От себя могу сказать, что мы взрослые тоже напрыгались на волнах и тоже очень понравилось. Супер!

При всем при этом, достаточно хорошее кафе и не дорогое. Дружелюбный персонал. Мы все остальные дни уже провели на Capacabana. правда в самый первый день произошел непонятный инцидент, о котором думаю стоит написать отдельно. Как нам сказали, несмотря на то что криминогенная обстановка в Черногории очень хорошая, в самом Ульцине она наименее благоритяная. И нам рекомендовали быть более внимательными. Все-таки туристы всегда легкая добыча для мошенников.
В нескольких местах видел ворота для водного пола. Один раз даже играл. Правда играл с венграми на одним ворота. Сначала я накидал мячей, но устал быстрее них. Дабы уйти на позитивной ноте ретировался :). То что Югославы в свое время выигрывали СССР с водное поло на мой взгляд логично.

Инцидент, который с нами произошел на Великом Ульциновском Пляже (Capacabana).

Буйки ограждения находятся примерно в 40 метрах от берега. И даже дети до них могут дойти. Мы с сыном в первый заход пошли плескаться на волнах и я местами не доставал до дна. Сын был на круге - ему в общем без разницы. Да и я на волновался - сам я плаваю нормально, и уже своего ребенка могу оттащить достаточно далеко. И тут заметил трех людей молодых местных (два парня и одна девушка) которые недалеко от нас плыли. Я сначала не понял что происходит - смотрю один из них старается плыть, но у него плохо получается. И видно, что он очень сильно устал. Что - то мне стал говорить - но я его не понял. На мой вопрос - “Need help?” - он мотал головой. Что происходит я не понял - решил спросить “Акула”? на что он активно закивал? Мишке сказал “быстро к берегу!”. Флаг был нормальный. Все купались вокруг. И к своему стыду я не понял - что они втроем тонут. Плавать не умеют и попали в обратное течение. Благо не сильное. С начала нашего диалога прошло секунд 50 в общей сложности, прежде чем я понял, что им требуется помощь. При этом еще опасался какой-либо провокации.

Стал помогать ему выбраться к берегу и честно скажу перестал понимать что происходит - тащить его было сложно. Местами уходил полностью под воду и у меня получалось идти очень медленно. Нырял под воду и нес его на руках. То что течение от берега было не сразу понял. А парень в какой - то момент стал кидаться мне на шею и за Мишкин круг. Как раз в этот момент когда уже были рядом с берегом и я мог стоять на ногам нормально. Почти нормально. Нас увидела супруга и посчитала, что меня бьет какой-то местный. Побежала спасать. А я в тот момент как раз не доставал до дна ногами и почти ушел под воду. Кричала призывая всех нам помочь. И по русски кричала еще - “...отпусти моего супруга...”. После моего крика мол “....он воды наглотался и тонул...” - уже сказала “бедняга!”. В общем видать напрыгались, устали и пошли к берегу. А там такая яма хитрая. А плавать не умеют. Коварное очень место. надо было им расслабится, подальше отплыть в сторону или до буйков. Когда ж я вышел из воды - местный спасатель мне сказал “мол я все видел, все было под контролем”. Ага. Капец просто под каким контролем. При этом, у парня, которого первого вытащил, при выходе на мелководье ноги подкосились и он упал на песок. Не мог какое - то время отойти. Они все реально были обессиленные. Пожимали мне все руки, что то с благодарностью говорили. Обнимали. По всей видимости албанцы. Но я ничего не понял. И это все на многолюдном пляже. Как такое могло произойти на многолюдном пляже со спасателями - я не понял.

Мясо и рыба в Черногории

Нам очень понравилось мясо в Черногории. Но рыба конечно после Дальнего востока никакая. Сидели в ресторане.

И за соседний столик принесли рыбу. Стали очень красиво ее разделывать. Подозвали официанта - говорим мол хотим такую же рыбу. на что он ответил: “такую же нельзя, можно только лучше!”. Ок. Принесли рыбу, очень красиво ее разделали (удалили кости, положили филе, соус).

Спустя время официант у меня спрашивает: “...ну как Вам у нас?...”. Говорю - очень вкусно! У Вас прекрасное нежнейшее мясо! Отличные салаты. Вкусный соус. Очень понравилось! (на самом деле все было очень вкусно).  “...А как рыба?” - говорю “...очень вкусное мясо! Да-да. А как рыба? … Рыба, говорю, нормально! Парни были очень веселые и коммуникабельные. Сначала расстроились, но мы им показали фото наших морепродуктов и они успокоились :). Был редкий случай, когда официант говорил по-русски.

Сама страна не так давно (7 или 8 лет назад) была освобождена из под санкций и сейчас активно развивается. Как местные говорят: “...с каждым годом все лучше и лучше...”. На мой взгляд, вся индустрия находится в зародышевом состоянии. Много заброшенных домов. Видели заброшенный отель в шикарном месте Котора.

Супермаркеты сильно уступают нашим (на мой взгляд). С другой стороны - страна маленькая и где строить Молы - даже не знаю. Может и не стоит даже.

А вот кафе крайне отличные. Цены много ниже российских и порции все гораздо больше. Стоит заметить, что я лично набрал 6 кг за отпуск. 110 кг тогда первый раз разменял.

На трассе Будва - Бар решили заехать в придорожный ресторан. И нашли настоящую жемчужину. На TripAdbisere у них оценка 4.5 Но на наш взгляд она занижена :). Мы заказали ягнятину и телятину.. И месо просто нежнейшее. Вкус непередаваемый. Такого вкуса мяса я наверное не пробовал с детства. Когда приехали туда во второй раз, к нам подошла управляющая (или хозяйка) и мы минут 10 общались. Она рассказала, что телятина и ягнятина у них томится в специальных глиняных котлах на углях всю ночь. Супруга объяснила, что в детстве бабушка в русской печи готовила мясо и оно было крайне похоже. Управляющая закивала и сказала что да! Русская печь. Супер! Второй раз мы уже заезжали туда специально. В дополнение к еде еще и потрясающий вид и отличная атмосфера настоящего ресторана. В общем рекомендуем!

Барбекю - как вид национальной готовки мяса и рыбы

Во всех апартаментах было барбекю и мы делали шашлыки. Мясо не то что у нас. Видать животных не колят и при этом они питаются хорошей едой. Даже курица получилась отличная. Не говоря про мясо. Фото столика возле апартаментов.

Овощи фрукты все гораздо дешевле. Еще и гораздо другого вкуса. Арбуз мы первый раз купили по 40 евроцентов килограмм на рынке возле дома. Потом в супермаркете уже по 24 евроцентов. Последний раз в Моле в Баре (единственный мол который встретили) купили по 9 евроцентов. То есть, арбуз в 10 кг вышел дешевле 50 рублей !!! ну и на все такие цены.

В том же моле в Баре встретили российские товары. Конечно, это была столичная, парламент.. И Аленка.